Новые проблемы вейпинга. Ловушка эпохи Трампа

Новые проблемы вейпинга - ловушка эпохи Трампа
Новые проблемы вейпинга - ловушка эпохи Трампа
0

Война за контроль над рынком никотина в США оставляет беззащитными самых уязвимых: потребителей. Некоторые мысли о политике, регулировании и неопределенном будущем общественного здравоохранения.

В традиционно скрытой борьбе за контроль над рынком никотина в США ведется все менее тихая борьба между корпоративными титанами. Это не просто битва между табачными гигантами и начинающими производителями электронных сигарет. Разворачивается более глубокий, структурный конфликт: спор, в котором переплетаются геополитические, коммерческие и нормативные интересы, при этом такие игроки, как British American Tobacco (BAT) и Altria, усиливают давление на администрацию Дональда Трампа, требуя ограничить распространение одноразовых вейпов, производимых в Китае. Большинство из них, по данным властей США, являются незаконными.

В отчете Эммы Рамни, опубликованном агентством Reuters 4 апреля, были обнаружены ранее неопубликованные документы и политические связи, которые раскрывают, как эти транснациональные корпорации маневрируют, чтобы изменить законодательство США в своих интересах.

Но если присмотреться повнимательнее — если вы сможете отвлечься от рева корпораций — то обнаружите отсутствие потребителя. Особенно это касается наиболее уязвимых слоев населения, оказавшихся в ловушке рынка без элементарных гарантий здоровья, подверженных непрозрачным деловым интересам и лишенных надежной государственной защиты. В этой войне нет героев. Есть только потребительские жертвы.

Многомиллиардный и глубоко дерегулированный рынок

По внутренним оценкам BAT, на которые ссылается Reuters, около 70% рынка вейпинга в США, объем которого составляет около 13 миллиардов долларов в год, перегружено несанкционированными одноразовыми вейпами. Большинство из них производится в Китае и не одобрено Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA).

Хотя их импорт и продажа теоретически незаконны, эти устройства массово циркулируют через магазины шаговой доступности, заправочные станции и цифровые платформы. Они создают параллельную экономику, которая с обескураживающей легкостью обходит установленные нормативные рамки.

BAT и Altria жалуются, что такое распространение подрывает их долю рынка. В то же время их собственная продукция ожидает одобрения регулирующих органов. Они упускают из виду (и это важный момент), что рост популярности одноразовых вейпов нельзя объяснить исключительно слабым регулированием. Их расширение также следует неумолимой рыночной логике: они более доступны, дешевле и, прежде всего, более привлекательны для потребителей, которых традиционно игнорировала или напрямую эксплуатировала традиционная табачная промышленность. Молодые люди, рано ставшие иждивенцами, представители расовых меньшинств и люди с нестабильным доходом — идеальные цели для этого нового наступления.

Нормативный вакуум — это не столько причина, сколько наиболее заметный симптом механизма исключения, который действует уже долгое время. Структура, которая, принимая новые формы, продолжает оставлять уязвимые тела на обочине жизни.

Лоббистская машина: письма, тарифы и миллионы для влияния

Согласно отчету, 11 марта 2025 года компания Reynolds American — дочерняя компания British American Tobacco, направила письмо в Управление торгового представителя США (USTR) с просьбой полностью запретить импорт одноразовых вейпов, произведенных в Китае, а также ввести новые пошлины. В документе Рейнольдс обвинил китайские компании в использовании «незаконной и несправедливой» торговой практики.

Но письмо — лишь наиболее заметная и тщательно рассчитанная часть гораздо более широкой стратегии влияния.

Как сообщает Reuters, Рейнольдс пожертвовал 10 миллионов долларов в суперкомпанию Make America Great Again Inc., которая тесно связана с предвыборной кампанией Дональда Трампа. К этому следует добавить густую сеть связей с мощной лоббистской группой Ballard Partners. Ее возглавляет Брайаном Баллардом, бывший финансовый директор президентской кампании 2016 года, связанный с ключевыми фигурами Трампа, такими как Сьюзи Уайлс и Пэм Бонди.

Эти маневры, судя по всему, направлены не столько на соблюдение нормативных требований, сколько на защиту устаревшей бизнес-модели: медленной, громоздкой и неуклюжей по сравнению с той скоростью, с которой одноразовые устройства — более гибкие, дешевые и более востребованные — просачиваются сквозь щели на рынке и соблазняют потребителей, не оставляя времени на раздумья.

При всех рисках для здоровья и серьезном воздействии на окружающую среду, особенно из-за проблем с переработкой, которые увеличивают их экологический след, эти устройства предлагают то, что табачные компании еще не легализовали: будущее, которое уже наступило, но ускользает от них. Они дешевле. И в жестокой логике немедленного потребления этого, как ни прискорбно, достаточно.

Торговая война, замаскированная под законность?

За этой юридической риторикой скрывается гораздо более глубокий спор: отраслевая торговая война, которая ведется на рынке никотина в США. Но ее последствия выходят за рамки чистого регулирования.

Крупные табачные компании, которые заявляют о себе как о движущей силе «ответственного перехода» к таким продуктам, как нагреваемый табак и регулируемые вейпы, и на самом деле так оно и есть, сталкиваются со все более агрессивной конкуренцией со стороны одноразовых устройств. Которые гораздо более доступны по цене, широко используются молодыми курильщиками и, что самое главное, их трудно отследить с помощью традиционных каналов контроля.

Из отчета мы узнаем, что на самом деле они не стремятся к структурной трансформации системы регулирования. Они требуют, чтобы FDA ускорило свои процессы и более строго соблюдало существующие правила. По словам двух консультантов, на которых ссылается Эмма Рамни, ни BAT, ни Altria не стремятся к новой правовой базе. Они жаждут эффективной бюрократии, которая под видом справедливости регулирования узаконивает их гегемонию и вытесняет нежелательных конкурентов.

Реакция Китая: молчаливая адаптация и стратегическая осторожность

Китайское специализированное издание 2Firsts рисует гораздо более сложную и тонкую картину, нежели карикатура на китайского производителя, наводняющего рынок США нелегальной продукцией. Согласно их анализу, многочисленные производители начали применять защитные стратегии в условиях ужесточения нормативного регулирования в Соединенных Штатах. Это может стать поворотным моментом в динамике двусторонней торговли.

Среди наиболее значимых преобразований:

  • Китайские компании пересмотрели свое восприятие риска, отказавшись от убеждения, что правила FDA — это пустые слова.
  • Для изоляции операций в США от материнских компаний в Китае были созданы отдельные корпоративные структуры — настоящие правовые барьеры.
  • Американские дистрибьюторы начали требовать нормативную документацию (например, письма о принятии PMTA), что привело к массовым отменам заказов.
  • Разработка новых продуктов, ориентированных на рынок США, резко замедлилась на фоне опасений санкций или новых пошлин.

Другими словами, экспортный канал больше не работает по принципу «всё позволено». Эпоха Дикого Запада начинает давать трещину. Повышение (хотя и частичное) уровня соблюдения нормативных требований свидетельствует о том, что институциональное давление может быть эффективным. Но только если оно осуществляется со всей строгостью, без двуличия и действительно направлено на общее благо. Все остальное — алиби, декоративная история для легитимации частных интересов.

Регулирование, которое душит одних и дает привилегии другим

В то время как традиционные табачные компании требуют большего «порядка», их требования направлены не на трансформацию системы регулирования, а скорее на ее формирование в соответствии с их потребностями. По данным источников, на которые ссылается Reuters, на самом деле они стремятся к более упрощенной и гибкой реализации процесса авторизации, не отказываясь при этом от привилегий, которые они исторически имели на рынке.

Проблема в том, что FDA переживает хроническую слабость: оно осаждено нехваткой ресурсов, находится под давлением политических интересов, застряло в машине, которая замедляется, когда должна действовать активнее всего. На данный момент разрешено только 34 продукта для вейпинга. Все они имеют табачный или ментоловый вкус. Агенству не удалось остановить лавину несанкционированных устройств. При этом оно не смогло эффективно защитить тех, кто в этом больше всего нуждается.

Согласно тому же отчету, Центр табачных изделий (CTP) может быть реструктурирован — или даже ликвидирован — в рамках реформ здравоохранения, продвигаемых администрацией Дональда Трампа. Это было бы институционализацией отказа. Такая мера не только укажет на халатность, но и институционализирует ее, устранив даже иллюзию надзора и сделав рынок еще более уязвимым, а государство — еще более бездействующим. Более одинокие граждане.

От ущерба к переменам: смогут ли крупные табачные компании возглавить исторический переход?

И все же, на фоне этой эрозии общественной ответственности, появляется неожиданный агент перемен: крупные табачные компании. Немногие отрасли промышленности сконцентрировали в себе столько экономической, символической и политической власти, как табачная промышленность. Сводить их к роли вечных злодеев было бы не только ошибкой, но и опасным упрощением.

Сегодня, столкнувшись с постепенным крахом модели, основанной на горении табака, эти корпорации оказались на беспрецедентном перепутье: постепенно трансформируя свою продукцию — от горючего табака к устройствам с меньшим риском — они открывают для себя возможность, которую когда-то отвергли бы: возглавить реальный, глубокий и необратимый переход.

Благодаря своей финансовой мощи, социальным корням и способности влиять на политические решения они способны ускорить упадок популярности сигарет в том виде, в котором мы их знаем. А вместе с там и подавляющего большинства вредных последствий курения. Не как акт искупления, а как прагматическое переосмысление: адаптация модели, которая после десятилетий отрицания начинает понимать, что будущее будет пригодным для жизни только в том случае, если исчезнет горение.

Однако для достижения этой цели одних инноваций недостаточно. На сегодняшний день табачным гигантам еще предстоит снизить свою норму прибыли, чтобы стимулировать доступ к этим новым продуктам. Между тем, устройства с низким уровнем риска остаются значительно более дорогими, чем обычный табак. Особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, где проживает большинство курильщиков. Без реальной приверженности обеспечению доступности переход будет в лучшем случае частичным. В худшем случае — новая форма исключения.

Должна быть выражена явная готовность расширить доступ, в том числе для тех, кого исторически игнорировали. И публично признать свою роль в истории вреда. Вопрос, таким образом, не в том, могут ли они это сделать. Вопрос в том, хотят ли они этого. И готовы ли они переписать свою историю, чтобы сделать ее правдоподобной. Не для того, чтобы исправить свое прошлое, а чтобы заслужить место в будущем.

Спасти вейпинг или отменить его регулирование навсегда?

Столкнувшись с отказом от институциональной политики и доминирующей корпоративной моделью, такие участники, как Ассоциация технологий вейпинга (VTA), объединяющая независимых производителей, осуждают то, что существующая система де-факто криминализировала ароматизированные продукты. Те инструменты, которые, по мнению ее сторонников и даже науки, могли бы сыграть ключевую роль в снижении вреда среди курильщиков, переходящих на другой тип курения.

Президент компании Тони Аббуд утверждает, что действующие правила исключают мелких производителей и блокируют доступ к менее вредным альтернативам для тех, кто в них больше всего нуждается.

После встречи с Дональдом Трампом в 2024 году бывший президент опубликовал на сайте Truth Social сообщение, в котором вкратце выразил дух времени: «Спасите вейпинг». Скорее предвыборный лозунг, чем политика в области здравоохранения. Скорее символический жест, чем проект в сфере общественного здравоохранения. Но эффективно, как обычно бывает с лозунгами, которые обещают будущее, не говоря, у кого они его отнимают.

Общественное здравоохранение, частные интересы и будущее никотина

В докладе Эммы Рамни представлен ясный взгляд на конфликт, который выходит далеко за рамки технических дебатов. На карту поставлено не просто конкретное регулирование, а борьба за контроль над рынком никотина. Это игра, в которой пересекаются корпоративные интересы, политические сети власти и лазейки в регулировании, создавая структурные трещины.

Пока лоббисты маневрируют в Вашингтоне, а Пекин перестраивает свой экспорт, миллионы людей потребляют продукты, не зная, регулируются ли они, одобрены ли, фальсифицированы или просто игнорируются. А власти, находящиеся между параличом и давлением, едва способны поддерживать порядок, который рушится на периферии.

Если что-то и нужно спасать — помимо вейпинга и маржинальных прибылей транснациональных корпораций, так это право на справедливое, четкое и защитное регулирование. Особенно для тех, кто в нем больше всего нуждается: молодых потребителей, уже пристрастившихся к табаку, курильщиков, переходящих к другой вредной привычке, и сообществ, которые десятилетиями расплачиваются за вредные привычки, поощряемые сверху.

Обсуждается не только здоровье. Это способность государств защищать общее благо от натиска частного. И, возможно, самый неудобный вопрос из всех:

Кто имеет право решать, что употреблять сегодня, как это употреблять и… Кому позволено нарушать?

Источник | thevapingtoday.com
Фото | Image by freepik

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Еще интересное:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: