Сухой закон на электронные сигареты не работает
Примеры Австралии, США и, недавно, Соединенного Королевства учат нас тому, что когда мы пытаемся запретить что-то, пользующееся большим спросом, всегда кто-то появляется, чтобы удовлетворить спрос.
История учит, что запрет имеет некоторый шанс сработать только в том случае, если он применяется к продуктам с низким распространением. И, следовательно, с низким спросом.
Однако когда мы пытаемся запретить продукцию, на которую существует большой спрос, случается так, что находится кто-то, чтобы его удовлетворить. Таким образом, в руках преступников создается подпольный рынок. Который, как правило, не делает продукт, который вы пытаетесь запретить, менее доступным, а лишь менее контролируемым. И, в конечном итоге, более опасным для потребителей. Помимо того, что они дают большие прибыли тем, кто действует в тени, и отбирают доходы у государства.
То же произошло с алкоголем в Соединенных Штатах в 1920-е годы (и в СССР в 1985 — прим. Zuncl). То же происходит с различными наркотиками, которые не только не искоренены, но прочно находятся в руках преступников. И то же происходит в Австралии с электронными сигаретами. Никотиновые электронные сигареты технически не запрещены в стране. Но сложная система, созданная правительством для их поставок, по мнению всех наблюдателей, создает фактический запрет.
А с тех пор, как эта процедура вступила в силу в октябре 2021 года с последующими ее ужесточениями, Австралия оказалась вынуждена справляться с вторжением контрабандной продукции для вейпинга, в основном поступающей из Китая.
Суровые реалии родины кенгуру
Это то, что появляется из ежедневных новостей и что анализируется в документе под названием «Брифинг о запрете вейпинга и организованной преступности». Он был написан докторами Колином Мендельсоном, основателем Австралийской ассоциации снижения вреда от табака, Алексом Водак из Службы по борьбе с алкоголем и наркотиками больницы Святого Винсента в Сиднее, вместе с Джеймсом Мартином, криминалистом из Университета Дикина в Мельбурне, Робертом Рихтером, адвокатом по уголовным делам и профессором права в Университете Виктории в Мельбурне, и Роханом Пайком, бывшим чиновником австралийского Федеральная полиция и основатель подразделения австралийской таможенной полиции по борьбе с контрабандой табачных изделий.
В документе говорится, что более 90% из 1,7 миллионов взрослых вейперов Австралии перешли на продукцию черного рынка с момента вступления в силу ограничительного регулирования. И, по оценкам, каждый год в страну незаконно ввозится 120 миллионов одноразовых электронных сигарет из Китая.
В основном это продукты с высокой концентрацией никотина, нерегулируемые и имеющие мало информации на этикетке. И ни один из них, предупреждают авторы, не производится табачными компаниями. Эти устройства затем продаются через обширную сеть розничных торговцев. Таких как табачные киоски, магазины повседневного спроса, заправочные станции и магазины электронных сигарет, а также в социальных сетях.
Кто держит рынок
Как объясняет Рохан Пайк, эту торговлю возглавляют те же преступные группировки, которые импортируют контрабандный табак, а затем с применением насилия конкурируют друг с другом за долю на этом незаконном рынке. Розничные продавцы часто вынуждены продавать нелегальные устройства под угрозой поджогов. Преступные группы, как пояснил заместитель комиссара таможенной полиции Тим Фицджеральд, используют мелкие преступления для запугивания. Только в штате Виктория за последний год было взорвано тридцать табачных магазинов. А недавно банду мотоциклистов обвинили в совершении шести поджогов в Мельбурне.
Кроме того, это очень прибыльный рынок. Как поясняет Пайк, одноразовую электронную сигарету можно купить в Китае за 3 австралийских доллара (около 1,80 евро) и перепродать за 35 (21,20 евро). «Прибыль огромна, надзор низкий, поэтому это бизнес с низким уровнем риска и высокой прибылью», — комментирует он. У пограничной полиции определенно нет ресурсов для контроля нелегального трафика, въезжающего в страну. Фактически, только 1,4% из 6,3 миллионов контейнеров, прибывающих в Австралию каждый год, контролируются.
«Невозможно остановить этот нелегальный оборот электронных сигарет на границе. У нас огромная страна и недостаточно ресурсов».
Реальный вред запретов
Таким образом, Австралия, похоже, становится хрестоматийным примером непредвиденных последствий политики запрета. И это касается не только роста преступности. По словам профессора Николь Ли из Национального института исследований наркотиков и наркотиков в Мельбурне, переход торговли от легального к нелегальному рынку облегчает, а не усложняет для несовершеннолетних доступ к электронным сигаретам, поскольку нет ограничений на то, кто может продавать их или купить.
Более того, тот факт, что вейпы запрещены, а табачные сигареты — нет, не останавливает многих курильщиков продолжать использовать гораздо более вредный продукт, который, однако, можно купить без лишней мороки.
Каким может быть решение? Что касается легализации. «Чтобы сократить черный рынок, — объясняет Ли, — нам необходимо сделать испарители и жидкости с контролируемым качеством более доступными, но только для взрослых. Если бы люди могли легально получить доступ к продуктам для вейпинга, они бы не покупали их на черном рынке, и черный рынок пришел бы в упадок». По мнению авторов документа, именно поэтому Австралия должна присоединиться к другим западным странам, разрешив продажу электронных сигарет как потребительского товара для взрослых и только в авторизованных точках продаж и под строгим контролем возраста покупателей. Но, к сожалению, мы знаем по опыту, что правительствам очень трудно вернуться назад и признать, что они допустили ошибки.
Остается вопрос, почему, столкнувшись с такими вопиющими неудачами, правительства всегда изо всех сил пытаются противостоять искушению запретительных мер. У нас есть недавний пример в Великобритании, где в течение многих лет вейпинг пропагандировался среди курильщиков, достигая отличных результатов с точки зрения сокращения курения. А уже сегодня идут разговоры о запрете одноразок, который широко распространен по всему Ла-Маншу. И даже об изъятии ароматизаторов из жидкостей, чтобы бороться «с распространением среди несовершеннолетних».
Печальная правда заключается в том, что запрет – это очень простое решение для политики. Гораздо более простое, чем регулирование. Это также решение, которое немедленно вызывает консенсус среди общественности и дает ощущение серьезного решения проблемы. Будущим правительствам придется столкнуться с последствиями недальновидной политики, уже неоднократно отвергнутой историей.
Источник | sigmagazine.it
Фото | Image by drobotdean on Freepik